открытая система сбора платы, когда пункты оплаты проезда устанавливаются на въездах или непосредственно на основной проезжей части дороги, а транспортные средства подвергаются проверке в единственном месте, где взимается плата за проезд. Из-за отсутствия информации о фактическом пробеге по платной магистрали, плата за проезд является фиксированной величиной, которая изменяется только в зависимости от типа транспортного средства. Эта система особенно эффективна на автомагистралях с большой интенсивностью движения при совершении пользователями поездок на небольшие расстояния, на платных мостах и тоннелях, а также в случаях, когда необходимо освободить от платы отдельные местные транспортные связи, которые осуществляются без пересечения пунктов оплаты проезда;
закрытая система сбора платы, при которой транспортное средство проверяется дважды - при въезде и выезде с магистрали. Эта система позволяет осуществлять практически полный контроль за движением за счет регистрации въезда автомобилей в платную зону, при выезде из которой водитель оплачивает проезд в зависимости от типа транспортного средства и фактического пробега по платной магистрали. При организации закрытой системы сбора платы транспортное средство обычно фиксируется на въезде (путем выдачи талона водителю или регистрации с помощью электронных средств), а оплата производится на выезде с помощью денежных средств, магнитных карт, других платежных документов или считывания информации с электронных датчиков. Использование закрытых систем особенно эффективно при совершении пользователями поездок на длинные расстояния;
Варианты реализации могут быть самыми разнообразными, но в любом случае они состоят из набора участков с открытыми и закрытыми системами сбора платы, при этом к примеру участки с открытой системой могут быть включены в закрытую систему – один из вариантов реализации «зонной» системы.
Любая система сбора платы может быть реализована двумя способами: